вторник, 23 октября 2007 г.

Подарок учителей русского языка и литературы ТЛРЛ к 19 октября

Вот такими получились театральные зарисовки из лицейской жизни!

среда, 17 октября 2007 г.

История Царскосельского Лицея и компьютерные технологии

В рамках подготовки к 19 октября шестиклассники на уроках литературы знакомились с историей Императорского Царскосельского Лицея, используя различные компьютерные технологии.

Первоначальное знакомство состоялось на реально-виртуальном уроке, который, можно сказать, проходил в режиме он-лайн. На одной из веток веб-газеты "ЛЕС" (6А знакомится с историей Царскосельского Лицея) в течение урока постепенно появлялись вопросы, ответ на который необходимо было найти в интернете, используя различные поисковые системы.Подводя итоги этого урока, ученики составляли предложения, которые начинаются со слов "МЫ узнали, что". Вот итоги работы одной из групп.
1.Мы узнали ,что учеба в Лицее длилась 6 лет.
2.Мы узнали ,что здание Лицея несколько раз перестраивали.
3.Мы узнали ,что 6 сентября 1843 года бывший Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург.
4.Мы узнали ,что к 50 летию к Лицею был достроен второй корпус.
5.Мы узнали ,что учебный план Лицея многократно изменялся.
6.Мы узнали ,что другое название Царскосельского Лицея - Императорский Царскосельский лицей, Александровский лицей.
7.Мы узнали , что число воспитанников в первые годы составляло 30 человек.
8.Мы узнали , что это был самый первый Лицей.
9.Мы узнали , что там подготавливали высших чиновников.
10.Мы узнали , что ученики Лицея были обязаны носить форму.

На следующем уроке ребятам было предложено "познакомиться" с личностями, которые сыграли важную роль в истории Лицея пушкинского времени. Осуществляя поиск в интернете, ребята собирали в специальную "библиотеку" программы Inspiration портреты и иллюстрации, а затем оформляли собранный материал в кластер. К каждому портрету необходимо было придумать подписи, состоящие из 5 сложных предложений определённой конструкции. Одного школьного урока для выполнения такого задания оказалось мало, и ребята доделывали работы дома.

Пущин Иван Иванович
учился в Царскосельском Лицее, и он был лучшим другом А.С.Пушкина.
Пущин родился в 1789 году, а умер он в 1859 году.
Многие в Лицее писали стихи, но Пущин не писал их.
Мы узнали, что Пущин был судьёй.
Пущин стал судьёй, потому что он хотел помогать людям.


О том, как шла работа и какие затруднения испытывали ученики, можно посмотреть на ветке Лицейская портретная галерея в Inspiration

Третьим этапом данного цикла стала домашняя работа по поиску информации о сокурсниках А.С.Пушкина. Ученики без труда смогли найти и имена лицеистов, и их прозвища, и упоминания о лицейских традициях. Итогом стало устное представление найденной информации: за минуту ребята должны были рассказать самое интересное и важное.

А своеобразным заключительным аккордом (но это только начало пути!) стала работа по созданию авторских сайтов, посвящённых А.С.Пушкину. Ребята были свободны в выборе тем, содержания, оформления, но ограничены одним условием: на сайте нельзя использовать материалы, бездумно скопированные с уже существующих сайтов.

Сайты получились интересными, оригинальными, и, думается, они будут ещё пополняться, поскольку серьёзное изучение жизни и творчества Пушкина для ребят, можно сказать, только началось. Их ждут исследования, творческие работы и проекты, связанные с именем нашего великого поэта.

Вот такими получились первые сетевые "пробы пера"!Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин в наших ассоциациях
Сайт,посвященный А.С.Пушкину
А.С.Пушкин
Пушкин и Лицей

Хочется поблагодарить за поддержку и сотрудничество классного руководителя 6а класса Маргариту Георгиевну Римша, с кем вместе задумывался этот (ещё неоконченный) проект, включающий в себя интеграцию двух школьных предметов: литературы и истории.

суббота, 13 октября 2007 г.

Послесловие к конкурсу чтецов

Вчера неожиданно довелось поучаствовать в работе жюри на конкурсе чтецов.

Слушая стихи поэтов серебряного века в ребяческом исполнении, невольно поймала себя на мысли о том, что очень мало осталось в нашей школьной жизни поэзии: стихи на уроках звучат мало, школьные и внешкольные конкурсы проводятся редко. Это приводит порой к нежеланию в старших классах учить и читать стихи вообще.

А ведь это настоящий праздник, когда ребята, чуть волнуясь от большого количества незнакомых людей в импровизированном зале и смущаясь от полуторжественной обстановки, читают стихи, которые, по всей видимости, являются и отражением их собственных интересов и взглядов.
Обнажать душу перед малознакомыми людьми непросто!Нелегко, как сказал один из членов жюри, и донести поэтические идеи до публики.
Большинству участников, мне кажется, это удалось! А я порадовалась: если уж так проникновенно звучат сложные, с глубоким философским подтекстом строки стихов признанных поэтов, то можно быть уверенным в том, что Русское Слово "не растворится" в пелене нашей суперсовременности, а уроки русской культуры будут по-прежнему востребованы.

P.S. "Как мы еще до сих пор не сделали этого! Не познакомили наше сообщество "После уроков" с этим гениальным мультфильмом?"

Так не хочется, чтобы уроки декламации напоминали этот урок с "Буревестником"!!!

среда, 10 октября 2007 г.

Как мы ходили в музей



P.S.Текст составлен из предложений, взятых из сочинений учеников 4 класса.

С Днём учителя!

Лучше поздно, чем никогда!

Трудно быть учителем!

Надо уметь не только "воспитывать", озвучая всякий раз прописные истины, что порядком всем вокруг надоело,и учить не по науке, а по душе, но и понимать, принимать, не обижаться, жертвовать, тратить и беречь, творить и развиваться.

Я хочу поздравить всех своих Учителей с прошедшим праздником и пожелать всем творческих удач, тепла и учительского вдохновения, без чего не бывает урока и учения!

С благодарностью,
вечно ваша ученица Анжелика.

четверг, 4 октября 2007 г.

Свободное письмо на уроке русского языка

"Лицейский" эксперимент с рабочими листами

На семинаре "Новые образовательные технологии в преподавании русского языка", который состоялся в мае 2007 года в нашем лицее, мне была предоставлена возможность провести Мастер-класс «Введение в лицеану» с участием учащихся 6а и гостей мероприятия.
Семинар был подготовлен учителями русского языка ТЛРЛ совместно с экзаменационным центром. О самом семинаре можно узнать здесь.

А прочитать о впечатлениях участников Мастер-класса можно на одной из веток нашего ЛЕСного форума.

Рабочие материалы к уроку:

План урока

Рабочий лист №1 Кластер "Лицеана"

Рабочий лист №2 "Лицейский календарь"

Приложение к рабочему листу№2 "Разрезной лист"

Рабочий лист №3 "Акротекст Царскосельский Лицей"

вторник, 2 октября 2007 г.

Все эти древние литературные жанры...

Так приятно, что ученики с завидным оптимизмом и верой в собственные творческие силы с лёгкостью берутся за любое творческое задание.

Трудно понять современному человеку, что такое ода, миф, былина - все эти древние формы словесного творчества, которые можно считать устаревшими, потому что в современной литературе эти жанры почти невостребованы.

Мы далеко отстоим от времён доблестных и славных русских богатырей, и нам не всегда ясны сложные взаимоотношения богов и героев. А величественный одический стих не всегда приемлем для подражания. Изменились времена, изменились отношения.

Но ценности, провозглашаемые словесным творчеством, остаются всё же неизменны.
Главная ценность - это само СЛОВО.

Вот такие своеобразные "памятники" древнему СЛОВУ создают ученики на уроках литературы при изучении различных жанров. И хотя эти опусы не всегда соответствуют законам того или иного жанра, нельзя не отметить их самобытности, оригинальности и того, с какой гордостью ребята представляют свои работы на честный суд одноклассников.

Работы представлены в творческой лаборатории газеты "ЛЕС".