суббота, 17 октября 2009 г.

"Господин из Сан-Франциско"

Заметки на полях...
...Как всегда, перед изучением любого произведения задаёшься вопросом, какие формы и методы лучше применить на уроке, "под каким углом" лучше рассмотреть особенности, на что обратить внимание учеников... Это, с одной стороны, процесс творческий и интригующий: ты становишься "разгадывателем" художественной тайны писателя. С другой стороны, это очень ответственно и сложно - быть интерпретатором идей писателя.

Конечно,нам в этом бесконечно помогают критические заметки признанных исследователей русской литературы. А как все эти "умные мысли" донести до учеников?...Ведь хочется, чтобы они были не просто соцерцателями на уроке, но тоже творцами-разгадывателями писательских тайн.
.........
И.Бунин. "Господин из Сан-Франциско" - произведение знаковое для будущего лауреата Нобелевской премии, писателя, чьё творческое мировоззрение в корне отличалось от художественных идей его современников и "соратников по цеху".
О чём оно? Ученики, как правило, без труда отвечают, что и о власти денег, и о бездуховности, и о смысле жизни, и о любви, и, конечно, о смерти. О жизни и смерти. Об этом нам уже намекают заглавие, вызывающее оптимистические впечатления, и эпиграф, ассоциирующийся с неизбежностью конца всего живого.
Также помогает всё это увидеть и традиционная "работа со словом", когда мы обращаем внимание на то, какие лексемы использованы писателем, ведь каждое из них ассоциативно. Просматривая любую страницу этого рассказа, ученики без труда смогут найти слова, имеющие отношение к понятиям "жизнь" и "смерть".
Да и в целом весь рассказ, всё путешествие "господина из Сан-франциско" чётко делится на две части - путешествие живого и мёртвого, где своебразной точкой отсчёта, или точкой пересечения, становится остров Капри, Сорренто, мечта многих путешественников, поистине райское место, где царит солнце,тепло и свет. Рай?! Рай!...
Рай - это обещание вечной жизни, жизни после смерти, вечного счастья! А наш герой мёртв! Противоречие? А может, всё дело в том, что живым он как раз-таки и становится после того, как попадает в этот, созданный авторским воображением рай?
Здесь можно сравнить "картинки", которые видит наш герой "живым", с тем, что его окружает мётвого: статичность неменяющейся жизни пассажиров "Атлантиды" и переживания, тихие радости и проблемы обычных жителей Италии, которые оказываются в конечном счёте более "живыми", одухотворёнными идеями христианской морали.
Только вот если человек не умеет радоваться простым вещам, которые его окружают: солнцу, зелени, памятникам старины, свидетельствующим о героическом прошлом, настоящим чувствам, не подвластным "звону злата", то и оказывается он заложником такой вот "Атлантиды", вокруг которой бушуют шторм и вьюга, подвластные самому Дьяволу...
.............

Комментариев нет: