суббота, 24 апреля 2010 г.

Конкурс "необычных уроков"

Думаю, что стоит всё-таки поучаствовать в конкурсе "Поделись рассказом о необычном уроке", который проводит сообщество "Улей"...

Необычный урок литературы


Необычный урок? Что это такое? ... Ну вот, ничего необычного! Разве необычно начинать свой рассказ о своём необычном уроке с обычных риторических вопросов? А кто сказал, что риторический вопрос – это обычное начало для описания необычного урока? Хоть и в некотором смысле шаблон, но необычный, настраивает на «особый лад»!... Вот и думай: что обычно, что необычно...

Урок-дискуссия. Что тут необычного? Подобные уроки должны «случаться» в жизни каждого ученика и каждого учителя литературы уж обязательно. Хочется, чтоб на таком уроке у каждого ученика была возможность высказаться, проявить себя. Хочется, чтоб не было тех, кто сумел «отсидеться» за спинами своих одноклассников. Хочется чего-то необычного!
С другой стороны, мы все знаем, что не каждый ученик может сразу и смело озвучить своё мнение. А кто-то даже это мнение ещё и не составил. Эх, хочется, чтоб все-все были вовлечены в дискуссию!

Меня всегда в этом смысле привлекала групповая работа, где «самые активные» своей активностью вовлекают в процесс «не очень активных» и помогают им сформировать свой взгляд на предмет разговора, заражают своей смелостью, заинтересованностью в результате и вовлекают всех в деятельность группы. Получается «двойная» дискуссия: сначала внутри группы, потом межгрупповая, когда ученики озвучивают, презентуют свой «особую точку зрения».

Учителю остаётся лишь направить дискуссию, создать условия для появления разных мнений. Тут на помощь приходят разные методы проведения дискуссии: «плюмин», дуэль «за и против»... А вот метод «Шести шляп Эдварда Де Боно» среди них, на мой взгляд, самый необычный, так как помогает ученикам посмотреть на предмет дискуссии с шести разных сторон. Это сложно, но интересно!

Чтобы напомнить ребятам, что такое «шесть шляп», можно подготовить специальный рабочий лист, где представлены все «шляпы».

Урок-дискуссия + групповая работа + «шесть шляп» + рабочий лист... А если ещё и всё это перенести из обычного класса в класс, где вместо парт стоят компьютеры? Ребята смогут напечатать свои «мысли», опубликовать, к примеру, на форуме, доступ к которому есть у всех. «Эти мысли» не канут в Лету, к ним всегда можно будет вернуться, перечитать, сравнить, сопоставить, порадоваться и вспомнить.


Мне кажется, у нас получилось!

Итак, представляем вам урок

Эксперимент профессора Преображенского в «шести шляпах» Эдварда Де Боно

А началось всё с сообщения, опубликованного в учительском блоге...
(Поскольку форума под боком не оказалось, а ещё один блог для отдельно взятой дискуссии мы с ребятами решили не открывать, то был выбран следующий вариант: ученики копируют рабочий лист, заполняют его и по электронной почте пересылают учителю).

Необычно?! Возможно!.. Но со временем всё необычное становится обычным...

1 комментарий:

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо за урок. Интересно!